Форум » Общение » Тренер-физкультурник » Ответить

Тренер-физкультурник

Полина: Люди! Как можно вестись на этих прохвостов по "самосовершенствованию", тем более в Москве? Этот Лев Тетерников озабочен по-жизни трахнуть женщину, да помоложе (взамен платы за участие в семинаре например). Старых он не трогает... Может быть всю его жизнь ему отказывали бабы, вот его и прорвало под старость компенсировать этот пробел жизни (уже лет 10-12 морочит мозги дурам и дурачкам всяким!). Будьте людьми в полном смысле слова, и все сами будут хотеть Вас и желать так, как ни на одном семинаре не симмитируешь ни за какие деньги!

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

EVA: Полина пишет: Этот Лев Тетерников озабочен по-жизни трахнуть женщину, да помоложе (взамен платы за участие в семинаре например). Полина, а что тебе предлагал? Полина пишет: Старых он не трогает... А кто-то свечку держал? Откуда вообще такая осведомленность о личной жизни Льва Тетерникова? Полина пишет: Будьте людьми в полном смысле слова, и все сами будут хотеть Вас и желать так, как ни на одном семинаре не симмитируешь ни за какие деньги! Людьми вообще надо быть! Не на тренинге, а вообще всегда......... :) И уж если нет симпатии, то ее не сымитируешь. Да и имитировать не надо...... Все что имитируется чувствуется, если человек неискренен то эту фальшь за три километра можно почувствовать. Другое дело, что на семинаре люди учатся "слушать и чувствовать человека противоположного пола", "разговаривать на интимные темы", "делать массаж", "говорить о сокровенном", "узнавать как кому что приятнее в сексуальном общении", "отбрасывать страх и стыд когда он мешает общению". Нас же не учат отношениям с противоположным полом. Мои мама и папа мне ничего по крайней мере не рассказывали.......... Все интуитивно. А иногда бывает, что что-то стесняет, что-то чувствуешь "не так происходит", но не можешь понять что именно. Трудно жить "хорошо" не зная как это "хорошо". А потом это что-то лишнее слетает с тебя как шелуха и ты чувствуешь себя красивее и гармоничнее. Я вот, например, не могла раньше показывать своему мужчине, что мне приятно во время секса. Я думала "как же я покажу, что я таю и он может вить из меня веревки? как же я ему отдам власть надо мной? как же я могу отказаться от контроля ситуации, вдруг что-то пройдет со мной без моего контроля?" А на семинаре Льва я научилась "шагать в пустоту неизвестности зная, что ничего плохого не случится". И я благодарна, без этих семинаров у меня, возможно, не было бы такого опыта. Полина пишет: Может быть всю его жизнь ему отказывали бабы, вот его и прорвало под старость компенсировать этот пробел жизни (уже лет 10-12 морочит мозги дурам и дурачкам всяким!). Мне, например, все равно кто Льву отказывал, а кто нет. Я знаю за себя. Я точно знаю какие мужчины мне нужны в жизни. Я знаю, что мне нужны методики которым учит Лев, они приносят мне пользу. Ну а слишком ли духовна личная жизнь Льва меня как-то не очень заботит, пусть за свои поступки и свои чувства сам человек отвечает.

.DIM: EVA, присоединяюсь. Я тоже не готов боготворить гуру и поклоняться ему как богу и чтить все его действия. Но если то, что он дает, задевает какие-то струны в моем сердце и позволяет обрести гармонию в жизни, то я хочу этому научиться. С другой стороны, если Полина хотела разбудить мертвый форум, то, видимо, этой ей немного удалось. А фраза "Будьте людьми в полном смысле слова" напоминает мне анекдот про мышей и сову. Вкратце: В лесу все мышей обижали. И вот однажды собрались они на сходку и решили: "Пойдем к сове. Она умная, она скажет как быть". Пришли к сове и говорят: - Сова, нас все обижают, а ты умная. Скажи, что нам делать. Сова отвечает: - Мыши, станьте ежиками. Ежики колючие, их никто не обижает. Мыши обрадовались - Ура, мы станем ежиками, нас никто не станет обижать - потом возвращаются к сове и спрашивают: - Сова, а как нам стать ежиками? На что сова им отвечает: - Мыши, я занимаюсь стратегией! Всё остальное уже тактика.

Муза: Полина, видимо, вы впервые попали на тантрический семинар и не совсем в теме "про что это". Тантра - вещь весьма специфическая и не для всех. Тренер по тантре - это совсем не то, что тренер по штанге Методы каждого учения своеобразны. То, что он так открыто и спокойно говорит о сексуальных взаимоотношениях еще не означает, что он неразборчив в этих самых отношениях. Человек, пришедший с улицы видит только "вершки", которые его шокируют, потому что несколько отличаются от общепринятого. Полина пишет: (уже лет 10-12 морочит мозги дурам и дурачкам всяким! Да нет, уж поболее . Лет эдак 25, наверное, если не больше. И, что удивительно, с каждым годом на семинарах у Льва оказывается все больше и больше этих самых счастливых дур и дурачков у которых почему-то налаживается семейная жизнь П.С.Умиляют меня товарищи, которым не даёт покоя сексуальное здоровье Льва Тетерникова


Alex: Полностью согласен с Полиной , Лев Тетерников - шарлатан от йоги. Участник Казантипа 2007. Хорошо помню по тренингу Музу и Еву. постоянных участников форума. Ева, у тебя была год или два назад мысль а не секта ли это.

Дариня: Люди склонны перекладывать ответственность на других. На сколько я понимаю, Лев не насиловал этих женщин. А от предложения заняться любовью до самого занятия есть путь и его совершают двое. Мужчина честно предлагает, а из каких побуждений принимает предложение женщина? Если из-за бесплатного участия в тренинге, то , извините, кто кого поимел?!!!

ALEX: Начав диалог на форуме, конечно хотелось бы обсудить серьезно такие явления как Тетерниковщина, его тренинги, а не личную жизнь Льва Тетерникова. Ребята, кто-нибудь удосужился, из бывавших на тренингах или собирающихся, почитать серьезную литературу что такое на самом деле тантра. Уверен, будете удивлены. Москвичи, у вас вас есть возможность собрав "труды" Тетерникова (книги.и т.д.) обратититься за рецензией к признаным авторитетам по йоге Сидерскому. Бойко.

Дариня: Милый ALEX! Не надо нас спасать! Не такие уж мы дурачки и дурочки)))))). Все читаем и знаем. Не зомбированы Львом и ни кем другим. Просто найди своего Учителя, лучше открыть его в самом себе и наслаждайся жизнью, чем бродить по сайтам и злословить. Сердечно тебя обнимаю

ALEX: С. В. Пахомов Неотантризм в современной России 1. В современной культуре, с ее мозаичностью и эклектичностью, исконные категории индийских религиозных традиций подчас претерпевают значительные и причудливые трансформации. Не миновала эта доля и традицию индуистской тантры (тантризма), которая в своих классических формах утвердилась на Индостане больше тысячи лет назад. Уже тогда тантризм из-за некоторых особенностей своих практических методов вызывал далеко не однозначное впечатление у ортодоксальных религиозных кругов. Неудивительно, что современный тантризм, – или то, что воспринимается под этим названием, – прежде чем предстать в наши дни на территории стран Запада и России, уже заранее был почти обречен на непонимание, ложное толкование и скандальный имидж. Появление и первоначальное развитие науки о тантре – тантрологии – не совпало по времени с развитием массового интереса к тантризму. Если не считать спорадические и во многом случайные описания тантрических учений и практик в трудах европейских индологов XIX в. (например, у Г. Кольбрука, Х. Х. Уилсона, М. Моньер-Вильямса), по-настоящему научное изучение тантры началось только с трудов непрофессионального индолога, но при этом горячего приверженца тантризма – англичанина Джона Вудроффа (он же Артур Авалон). В своих произведениях этот энтузиаст начиная с 1913 г. пропагандировал идеи тантризма, сумев дать мощный импульс дальнейшим тантрологическим штудиям. Однако несмотря на выход в свет немалого количества научных работ по тантре, все они как правило не достигали широкого читателя, обретаясь в основном среди академического сообщества. Пожалуй, только с 1970-х гг. и вне зависимости от ученой тантрологии намечается рост массового интереса к индуистскому тантризму на Западе, сочетавшийся также с ростом интереса к буддийскому тантризму; впрочем, во многих случаях поклонники тантры почти не разделяли обе эти традиции. В русле этого общего интереса классическая традиция была воспринята не в ее чистом виде, а как переработанный с учетом западных запросов «новодел», в связи с чем мы вправе говорить о появлении специфического культурно-социального продукта, лишь отчасти соприкасающегося со своим оригиналом. Рассмотрение причин появления и развития неотантризма в России естественно приводит нас к обзору ситуации на Западе, откуда он к нам и пришел. В свою очередь, почва для западного неотантризма была в основном подготовлена в 1960-е гг. более близким знакомством массового общества с различными восточными (преимущественно индийскими) культами, учениями и психопрактиками. Усиление интереса к Востоку на Западе, по всей видимости, было связано прежде всего с глубинным разочарованием немалой части общества в ряде традиционных западных институтов, ценностей и идей. Как считалось, неумение «классических» религий, прежде всего христианства, адекватно ответить на текущие вызовы времени, неспособность науки и философии обуздать катастрофические войны и экологическую трагедию, решить исконные проблемы человеческого бытия и свободы, сомнение в незыблемой ценности либеральной демократии и современных политических институтов, господство торгашеского духа и смысловая пустота «общества потребления» – это и многое другое подталкивало людей искать спасения в собственных внутренних мирах или в различных «неортодоксальных» коммуникативных практиках. Происходит явная переоценка привычных ценностей, и столкновение с Востоком приходится здесь весьма кстати. Однако этот «поворот к Востоку» не избавил западное массовое общество от своих подспудных мировоззренческих установок. Аудитория не была способна должным образом, без искажений, усвоить экзотические манифестации восточного менталитета. В подавляющем большинстве случаев индийские учения прокладывали себе дорогу к западному сознанию через разнообразные практики медитации. И хотя эти практики год от года набирали все большую популярность, нельзя сказать, чтобы на Западе они действовали эффективно во всех случаях или хотя бы приближались по эффективности к аналогам на своей родине. Различие культур неизбежно давало о себе знать: западные практикующие зачастую бывали склонны к излишне критичному и мелочному вопрошанию, сомнению в основах, горделивому самолюбованию и неспособности признать в полной мере авторитет наставника. Если же удавалось преодолеть эти препоны, возникали другие – стремление одолеть весь путь с наскока, нелюбовь к долгой монотонной работе, неспешному, медлительному стилю с целью, теряющейся в необозримой дали. Что касается общества в целом, то оно, все чаще сталкиваясь с различными индийскими категориями, такими как карма, йога, сансара, нирвана и т. п., стало нагружать их несвойственными им значениями, превращая эти категории в нечто далекое от их изначальных прототипов. 2. Большое значение для тех обитателей Запада, кто испытывал интерес к тантре, имел приезд в 1980-е гг. одиозного индийского наставника Шри Бхагвана Раджниша (Ошо). Раджниш, дипломированный специалист по философии, талантливый психолог и харизматический лидер по натуре, всколыхнул общественное мнение своими резкими нападками на современную культуру и цивилизацию, которая, по его мнению, душит свободный бунтарский дух человека. В свете его выступлений как-то стиралось то обстоятельство, что он и сам почерпнул довольно много западных воззрений. Перед заинтересованной публикой предстал авторитетный посланец Востока, маститый гуру, который знает, как надо жить и к чему стремиться. Тантра занимала в этом учении весьма значительное место. Прежде всего, учитель Раджниш намертво связал ее с идеей сексуальности, в результате чего тантра отныне стала восприниматься в неотантризме исключительно в сексуализированном ореоле. Во-вторых, раджнишевская трактовка тантры импонировала неформальной западной публике своим протестом против социальной обусловленности. Свобода (мокша), к которой несомненно стремится тантрическая традиция, стала пониматься как максимально возможное расширение сознания, раздвижение границ привычного восприятия, и, разумеется, как стирание всех и всяческих авторитетов. Соответственно, тантрический путь превращался в увлекательную спонтанную практику, на грани с авантюрой, позволяющую встряхнуть серые будни повседневности и переселиться на какое-то время в сказочный, разноцветный мир… В-третьих, Раджниш «освободил» тантру от покрова ритуальности и традиционности. Все эти пашу, виры и дивьи, каулы и авадхуты, капалики и агхоры – словом, социально-духовные степени возрастания в тантрической истине, школы и направления, были просто выброшены за борт, вместе с необходимостью регулярного служения тантрическим духам и божествам, соблюдения определенных дисциплинарных норм. В изложении Раджниша тантра подчеркнуто антидисциплинарна – это отсутствие дисциплины вообще, а не преодоление одной системы дисциплины ради другой. В таком истолковании тантра оказалась весьма привлекательной для западных любителей Востока. Хотя «эксперимент» Раджниша в создании «свободной» общины учеников в Раджнишпураме (штат Орегон) не вполне удался, посеянные им семена дали удачные всходы практически сразу после его отбытия в Индию. По всему западному миру начали возникать различные прораджнишевские неотантрические центры, и именно из таких центров и прибыл к нам неотантризм. После падения в СССР идеологического железного занавеса наступает эпоха мировоззренческого плюрализма. Россию и другие страны, образовавшиеся на обломках Советского Союза, начинают активно посещать западные мастера, имеющие то или иное отношение к восточным учениям и практикам, и реже – собственно восточные (индийские) учителя. В 1992 г. в нашу страну по приглашению приезжает американец Свами Вирато Нострадамус, человек, вполне достойный скандальной славы своего учителя Раджниша. Проповедуя в духе своего наставника, Вирато, в частности, учил, что «тантра – это позволение всем твоим барьерам и преградам исчезнуть»[ 1 ] – с тем, чтобы «полнее проживать бытие». Тантра освобождает человека от всевозможных «догм, морали и страха», равно как и от внутреннего сопротивления. Среди «догм» встречается также и религия, которую Свами Вирато понимает как «нонсенс, который удерживает от чистой любви». Тантра способна преобразовывать наши страхи и печали в «универсальную силу» и любовь, она дарит жизнерадостность, оптимизм. Для сторонников тантры в небытие отходят негативные эмоции, «ревность, зависимость и вина», истощающие нашу жизненную энергию. Тантра понимается и как «искусство духовной сексуальности», как «поэтическая наука сверхсексуальности», которая, оказывается, практиковалась в течение тысячелетий в различных регионах Земли, например, среди… американских индейцев. Подобные идеи легко находили свою целевую аудиторию. В какой-то степени Вирато сыграл в России роль, аналогичную роли Раджниша в странах Запада. После визита Вирато в странах бывшего СССР начинают множиться различные неотантрические общества, начинают действовать разные неотантрические учителя. Кроме того, элементы неотантризма все чаще появляются в группах, изначально имевших несколько иные психопрактические приоритеты, прежде всего это относится к группам йоги. Контингент подобных организаций был довольно разношерстным. В целом он делился на три части. С одной стороны, сюда входили приверженцы всевозможных движений «личностного роста» (также прибывших к нам с Запада), пытавшиеся духовно развиваться с помощью неотантрических методик – пожалуй, это наиболее серьезные и искренние практикующие, не всегда лишенные, впрочем, некоторой доли доверчивости. С другой стороны, это «любители Востока» и оккультизма, профессионалы в области «клубнички» и острых ощущений, – эти «практикующие» стремились как правило к экстравагантному извлечению чувственных радостей, постижению новых нюансов «расширения сознания» и «восточных тайн». Наконец, с третьей стороны (и это, пожалуй, самая многочисленная прослойка) – люди, имевшие физические, психологические и социальные проблемы, обратившиеся к гуру-неотантристам за вполне конкретной помощью. Условно членов трех этих социальных групп, тесно связанных друг с другом, можно назвать соответственно «искренними», «любопытствующими» и «проблематичными». 3. Если говорить в целом, неотантризм – достаточно аморфное, синкретическое движение, активно развивающееся в последние 20 – 30 лет, не имеющее единственного лидера и единой центральной организации. В последнем он, впрочем, внешне схож с традиционными индийскими учениями, в том числе и с тантризмом, который всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. И, как в классическом тантризме, в неотантризме выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера. Тем не менее неотантризм существенно отличается от классического средневекового индуистского тантризма. Итак, неотантризм в контексте своего отношения к тантризму характеризуется следующими особенностями. 1. Отсутствие бхакти в различных его формах, прежде всего в форме гуру-бхакти, весьма существенного в классической тантре. В неотантризме наставник не считается воплощением божества и почти никогда не оказывается объектом медитации и визуализации. Это связано с социальной ролью неотантрических наставников, которые обычно не являются монахами, но играют активную роль в обществе и используют свои знания в качестве средства к существованию. Неотантрический учитель par excellence – это не «ловец душ», но просто опытный и хорошо информированный «профессионал», первый среди равных. Кроме того, обычно этот индивид преподает за вполне конкретную сумму, тем самым определяя свое время, отведенное на занятия с учениками и слушателями, содержимым их кошелька – обстоятельство, немыслимое для классического тантризма. 2. Отсутствие веры в индуистских божеств и практик поклонения им. Традиционный тантрический пантеон достаточно разветвлен и опирается на развитую индийскую мифологию. Однако современное сознание достаточно плохо воспринимает традиционные мифы (попадая в зависимость от иных, современных, мифов), считая их слишком наивными, не верит в божеств как в реальных существ, которые могут при этом фигурировать и на микрокосмическом уровне. Меж тем в классическом тантризме поклонение различным божествам и духам занимает очень большое место. 3. Отсутствие традиционной духовной передачи. В классическом тантризме, – что характерно, впрочем, для любой системы знания в традиционной Индии, – дисциплина передается от зрелого учителя к достойному ученику из поколение в поколение. Поэтому каждый новый ученик встраивается в линию духовной передачи и оказывается членом уходящей вглубь веков традиции, или парампары. Подобная передача почти отсутствует в современном мире, в том числе и потому, что классические школы тантризма во многих случаях выродились или исчезли, и нынешние наставники даже в самой Индии часто имеют мало общего со своими духовными предками. Но нетрадиционность выражается не только в этом пассивном неприобщении к древним традиционным линиям из-за их исчезновения или вырождения, но и в активном индивидуалистическом духе, самополагании, намеренном отказе от подчинения каким-либо древним авторитетам или системам (если не считать чисто символических кивков в их сторону с целью подтвердить собственную легитимность). Другой крайностью является «коллекционирование» передач отовсюду, из самых разных духовных традиций мира (правда, в основном не слишком давних); в данном случае, видимо, на укрепление «рейтинга» одаренного наставника должна работать многогранность его проявлений. 4. Полное незнание или поверхностное толкование классических тантрических сочинений. Неотантрические мастера обычно не владеют санскритом или другими индийскими языками, на которых написаны классические тантры, поэтому они не имеют возможности составить впечатление об их оригинальном содержании. Собственно говоря, идеи, которые неотантрические гуру берут из немногих известных им тантрических сочинений (обычно в переводе на английский), используются ими фрагментарно и тенденциозно, чаще всего лишь в качестве поддержки своих учений. 5. Чрезвычайный мировоззренческий эклектизм, сплав разнообразных позиций, от «мистического опыта» Христа до «поднятия кундалини». По словам некоего безымянного виртуального любителя неотантры, «современный тантризм является синтезом классической тантры, даосизма, идей Ошо и философии Карлоса Кастанеды»[ 2 ] . 6. Экзотеризм и радости жизни. Неотантризм не только не скрывается от любопытствующих, в отличие от тантризма – напротив, он всячески рекламирует себя, идя навстречу всем желающим. Эта его подчеркнутая демократичность и экзотеричность обусловлена коммерческим интересом (и сама обусловливает его), а порой и желанием достичь некоего высокого рейтинга. Неотантризм старается эксплуатировать те элементы, который могут принести непосредственную выгоду, играя на исконной любви человека к власти, богатству, комфорту, удовольствиям. Само понятие «тантра» подвергается постоянному манипулированию в сугубо повседневных целях. Неотантризм позиционирует себя как жизнерадостное, оптимистическое учение. Акцент ставится на посюсторонних радостях и удовольствиях, превалирует естественный и спонтанный жизненный гедонизм. Нарочитое выпячивание сексуальных элементов, вызывающих у человека наиболее сильные чувственные эмоции, наводит на мысль о натиске представлений из области кама-шастры, или искусства утонченных чувственных удовольствий. 7. Подмена традиционного понятия мокши идеями «расширения» сознания, «самореализации», освобождения от социальных условностей. В этом отношении неотантризм довольно близок расплывчатым умонастроениям многочисленных движений «Нью-эйджа». 8. Наличие довольно разношерстной, пестрой аудитории, преследующей собственные интересы и довольно редко представляющей собой устойчивое целое. Постоянное появление новых лиц, чрезвычайная текучесть «кадров» препятствует сохранению социально-психологического единства неотантрической группы, единственным центром которой оказывается ее организатор, одновременно выступающий и как главный ее наставник, и как основной регулятор локальных финансовых потоков. 4. В настоящее время в России функционируют всевозможные неотантрические объединения[ 3 ] . Среди них выделяются, например, семинары Андрея Лапина (Москва), Школа рациональной йоги Льва Тетерникова (Москва), Тантрический центр Юлии Варры (Москва), Тантра-йога Петра Острикова (Новосибирск), центр Ар Лючиса Пустоты (Томск), центр Андрея Фомичева и др. Все эти наставники вместе со своими помощниками активно занимаются собственным PR’ом и используют для распространения своих идей всевозможные технологические средства. Они выпускают книги и журналы, снимают фильмы с демонстрацией своих упражнений, дают интервью и выступают по телевидению, читают лекции, размещая все эти материалы на различных носителях, включая DVD и CD, аудио- и видео-кассеты, сайты сети Интернет. Отечественные «неогуру», следуя за своими западными соратниками, являются на самом деле неплохими предпринимателями, устроившими прибыльный бизнес на рынке коммерческих «духовных» услуг. Они весьма мобильны, активно перемещаясь с лекциями и семинарами по всему пространству СНГ и далеко за его пределами. График их занятий достаточно плотный, расписанный на много месяцев вперед. Основная форма существования неотантрических групп состоит в семинарах-тренингах с «телесно-ориентированными» и психологическими техниками. Одним из наиболее авторитетных неотантрических специалистов, воззрения которого, в сущности, репрезентативны для понимания позиций остальных его коллег, является Лев Иванович Тетерников (род. в 1941 г.). Он преподавал терапевтические курсы индийской йоги (точнее, хатха-йоги) начиная с 1975 г. По его словам, пока он излагал одну только йогу, им владело чувство некой незавершенности: книги по йоге написаны для мужчин, а основной контингент его занимающихся составляют женщины. Кроме того, йогические упражнения рассчитаны на улучшение работы репродуктивной системы, но в то же время йога заповедует брахмачарью, или сексуальное воздержание... Эти размышления привели его к выводу о том, что реальной основой йоги является тантра, и что хатха-йога есть единение мужского и женского начал. Попутно Тетерников, если верить материалам его сайта[ 4 ] , овладел навыками даосской йоги, получил посвящение в систему рэйки, крия-йогу и другие традиции. Он написал множество книг, в том числе такие как «Йога как система практики» (Душанбе, 1990), «Рациональная йога» (Москва, 1992), «Тантра – йога с партнером» (Киев, 1996), «Тантра – искусство любить» (Москва, 2000), «Исцели свою душу» (СПб., 2002) и др. Каждый год глава Школы рациональной йоги устраивает в летний сезон выездные тренинги на мысе Казантип в Крыму, они носят название «Тренинг-сказка на Азовском море». Кроме того, он проводит и другие тренинги – «Искусство любить», «Пробуждение», «Т-Массаж», «Голодание с единомыслящими», и др. Историко-культурологические изыскания Тетерникова в сфере индологии отличаются удивительной смелостью суждений, проверить которые оказывается весьма затруднительно. По его словам, тантра – порождение дравидов, обитавших на Индостане 6 – 7 тыс. лет назад (к такой седой эпохе он относит существование Протоиндийской цивилизации). У дравидов господствовал матриархат, были «естественные» и «спонтанные» взаимоотношения, а йога находилась в тесной связи с тантрой. Сама тантра излагалась в одноименных текстах, которые, как полагает Тетерников, древнее и умнее вед по своему характеру. Пришедшие извне арии с их патриархальными отношениями «загнали тантру в подполье», йогу стали использовать усеченно, а дравидов превратили в шудр. В высказываниях Тетерникова встречается и такой «перл»: Сита, дочь «царя Ариев» (!), полюбила чернокожего дравидского бога Шиву, – вполне может быть, что Тетерников путает героиню «Рамаяны» с мифологической Сати, желавшей выйти замуж за Шиву, – поэтому арии «взяли» его в пантеон, приравняли к «Браме» и Вишну, что позволило ассимиляции арийцев и дравидов пойти более успешно. Шива – родоначальник и йоги и тантры. В других своих выступлениях и писаниях Тетерников различает понятия «тантра» и «тантризм». В то время как «тантризм» есть преимущественно восточная традиция и ограничивается территорией Индии, «тантра» синонимична понятию «эзотерика», и в этом смысле она присутствует во всех религиях, например, в египетской. Подобное разделение позволяет автору уводить тантру за пределы индийской культуры и, в общем, творить с ней все что угодно, в том числе прививать ей вкус к экзотеризму. Как говорилось выше, Тетерников ставит йогу в тесную связь с тантрой. Он, в частности, отмечает: «Практика Йоги без работы с сексуальной энергией больше похожа на физкультуру, а практика Тантры без Йоги воспринимается многими как восточные техники занятия любовью». Поэтому уместнее использовать словосочетание «тантра-йога». Однако эти термины у него все-таки неравнозначны. Всюду в сопоставлениях Тетерникова йоге негласно отводится вторичное место по сравнению с тантрой: «Йога – это система выживания, а Тантра – это жизнь. Йога борется с желанием, Тантра использует энергию желания на пути самореализации и движения к Богу. Йога часто имеет дело с физическим телом, Тантра – с тонким, внутренним энергетическим телом. Йога – наука. Тантра – искусство. Йога – это нечто рациональное, системное, Тантра – иррациональное, спонтанное». Другими словами, «иррациональное» тантрическое искусство обеспечивает «рациональной йоге», само название которой выведено на вывеске организации Тетерникова, необходимое противоядие от сползания в сухой систематизм и «чистую физкультуру». Как и все прочие лидеры неотантрического мира, Тетерников считает, что «Тантра – это доктрина, техника и искусство расширения сознания», добавляя также, что это «особая культура отношения к миру и к одной из самых его мощных сил – сексуальной энергии». Сексуальная же энергия по своей природе божественна, на индивидуальном уровне она называется «кундалини», которую Тетерников ничтоже сумняшеся отождествляет со.. святым духом. Цель нашего автора состоит в изменении отношения к этой энергии: «Да, я учу людей заниматься любовью и не скрываю этого». Ведь «Тантра считает секс святым делом. Для тантрика каждый сексуальный контакт – это священный ритуал». Сексуальные отношения Тетерников возводит до уровня искусства; тантра же позволяет достичь в этом «искусстве» больших высот. По-видимому, именно такого рода технологию он и считает духовностью, которая неотделима от сексуальности. Подходы Тетерникова резонно пробуждают вопрос о возможном соотношении тантры и понятий морали – раз уж тантра действует в человеческом обществе, а не вне и помимо его. Тетерников делает закономерный вывод: тантра находится вообще вне морали – надо полагать, в силу ее причастности к «высокой эстетике» и сфере искусства. Интимная близость (неважно, между кем) сама по себе не является грехом. Ведь главное –управление половой энергией, которое даст возможность обрести молодость, прекрасное здоровье, гибкое сознание. У Тетерникова тантра расширяется до настоящего компендиума оздоровительных методик; самые разные процедуры освещаются через тантрическую призму: «Я рассматриваю закаливание, голодание, прием урины с лечебной целью как чисто тантрические техники». Тантра, кроме того, позволяет достичь контроля над чувствами, а также осознать свою божественную сущность «здесь и сейчас». В наши дни властвует кали-юга, которую Тетерников, судя по контексту его высказываний, возводит к начальному периоду доминирования христианской церкви, т. е. к IV в. н. э. Будучи эзотерической традицией, тантра в ходе истории часто практиковалась втайне, потому что она, в силу особого значения женского начала, была направлена против патриархальности. Меж тем сейчас приходит качественно иное время (ассоциируемое им с сердечной чакрой Анахатой), в котором ощутимо возрастает роль женщины, и те уродливые, унижающие женщину принципы, принятые в рабовладельческую эпоху, становятся неуместны и должны быть отменены. До сих пор Бог воспринимался, считает Тетерников, как мужчина, а теперь необходимо разглядеть в нем и женскую ипостась. Тетерников мечтает о возвращении к первоначальной природной гармонии, в которой сексуальность и духовность якобы были соединены. И, естественно, именно тантра оказывается той важной историко-космической силой, которой суждено откликнуться на запросы нынешнего напряженного времени и воссоздать прежние гармонические отношения между людьми. 5. У исследователя подобных взглядов, пускающего в ход «разоблачительскую» стратегию, есть немалый соблазн дойти до логического конца в удовлетворении своего праведного гнева, тем более что мишень очень удобна и материал для критических стрел замечательно уязвимый. Однако мне бы не хотелось останавливаться исключительно на критике неотантрических воззрений и тем более завершать ею данную статью. Возможно, все-таки нет большого смысла критиковать Тетерникова и подобных ему современных наставников неотантризма за то, что они не обращаются к исконной классической тантре. Хотя в их учениях постоянно используется понятие «тантра», раздражающе схожее с классическим, традиционным понятием, следует понимать, что они преследуют собственные цели, далекие от целей традиционных индийских мастеров тантры. С одной стороны, безусловно, может показаться, что все эти новомодные гуру играют в нечестную игру, сбивая с толку простаков обещаниями причастности к таинственной и солидной традиции. Но по существу, если откинуть все эти красивые лозунги, за которые наши наставники, кстати, не особенно и держатся, они просто оказываются типичными «героями нашего времени», которые зарабатывают на хлеб насущный так, как они могут, своим профессиональным трудом, и их замыслы, их способы реализации вполне очевидны внимательному взору. Иными словами, несомненное шарлатанство неотантрических гуру – шарлатанство с точки зрения негодующего искателя истины, справедливо обвиняющего их в том, что они подменяют «истинную» тантру какими-то ее суррогатами – оказывается просто-напросто разновидностью бизнеса, если увидеть, что на самом деле здесь фигурирует отнюдь не тантра, а ее неотантрическое отражение в кривом зеркале современных социо-культурных практик.

EVA: Alex пишет: Полностью согласен с Полиной , Лев Тетерников - шарлатан от йоги. Участник Казантипа 2007. Хорошо помню по тренингу Музу и Еву. постоянных участников форума. Ева, у тебя была год или два назад мысль а не секта ли это. Немного не правильная формулировка. У меня была мысль: «могу ли я это принять, согласна ли я с этим». Я не вешала бирочку «секта». Я помню свое первое посещение группового психотренинга, холотропного дыхания. Там первый раз видя дышащую женщину и помогающего мужчину, я тоже не могла понять «куда я попала и что они делают», пока не попробовала сама. Со стороны выглядит шокирующее или выходящим за грани приличия, а присутствуя в этой ситуации воспринимается как единственный вариант реальной помощи. Так что я про секту явно не думала ни одного года, что знакома с Львом и направлением тантра-йоги, а вот принять это уже другой вопрос.

EVA: ALEX пишет: 3. Тем не менее неотантризм существенно отличается от классического средневекового индуистского тантризма. Итак, неотантризм в контексте своего отношения к тантризму характеризуется следующими особенностями. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. . Спасибо. Очень хорошо расписано чем наш тантризм отличается от первоначального индийского. Как сиамская кошка от дворовой. И что с того? Если вы принесли в свой дом дворовую кошку, вы ее от этого будете меньше любить чем породистую? ДА? Что правда? Тогда возникает вопрос: «А речь вообще о любви идет или о вашем имидже?» ALEX пишет: 4. В настоящее время в России функционируют всевозможные неотантрические объединения[ 3 ] . Среди них выделяются, например, семинары Андрея Лапина (Москва), Школа рациональной йоги Льва Тетерникова (Москва), Тантрический центр Юлии Варры (Москва), Тантра-йога Петра Острикова (Новосибирск), центр Ар Лючиса Пустоты (Томск), центр Андрея Фомичева и др. Все эти наставники вместе со своими помощниками активно занимаются собственным PR’ом и используют для распространения своих идей всевозможные технологические средства. Они выпускают книги и журналы, снимают фильмы с демонстрацией своих упражнений, дают интервью и выступают по телевидению, читают лекции, размещая все эти материалы на различных носителях, включая DVD и CD, аудио- и видео-кассеты, сайты сети Интернет. Отечественные «неогуру», следуя за своими западными соратниками, являются на самом деле неплохими предпринимателями, устроившими прибыльный бизнес на рынке коммерческих «духовных» услуг. Они весьма мобильны, активно перемещаясь с лекциями и семинарами по всему пространству СНГ и далеко за его пределами. График их занятий достаточно плотный, расписанный на много месяцев вперед. Основная форма существования неотантрических групп состоит в семинарах-тренингах с «телесно-ориентированными» и психологическими техниками. А что завидно? Если кому-то из читающих завидно, хочу посоветовать – открывайте свою тантрическую школу. Если вы чего-то стоите, если вы что-то знаете и чему-то можете научить, а особенно если вы реально можете помочь – люди пойдут и к вам. ALEX пишет: Иными словами, несомненное шарлатанство неотантрических гуру – шарлатанство с точки зрения негодующего искателя истины, справедливо обвиняющего их в том, что они подменяют «истинную» тантру какими-то ее суррогатами – оказывается просто-напросто разновидностью бизнеса, если увидеть, что на самом деле здесь фигурирует отнюдь не тантра, а ее неотантрическое отражение в кривом зеркале современных социо-культурных практик. Негодующим искателям истины, желающим заниматься «истинной» тантрой (медитировать на гуру, читать тантрические произведения на санскрите, верить в кровожадных индуистских божеств и поклоняться им, не видеть ничего вокруг кроме выбранного направления) могу посоветовать в индию поехать и найти гуру там. В чем проблема? Лишь бы раскритиковать? Все нам не так и все в этом виноваты? Знаете, это позиция не взрослого человека, отвечающего за свои поступки, а ребенка которому вкус конфеты не понравился.

ALEX: Семен Жаринов Просветление ниже пояса Неотантризм как феномен "новой религиозности" (выдержки из работы) Бхагаван Шри Раджниш и его учение Индиец Бхагаван Шри Раджниш (1931-1990), позднее известный как Ошо, стал вдохновителе масштабного «духовного» движения, которое пустило свои корни в США, Европе и Азии. Распространению тантрических идей Ошо способствовали «New Age»-группы. Центр этого движения находится в Индии, в Пуне (Osho Commune International), основанный в 1970-х. Центры Ошо имеются в более чем 50-ти странах. В США расположены такие большие центры: «Osho Academy» в Седоне (Аризона), «Viha Meditation Center» в Мил Вели (Калифорния); «Osho Padma Meditation Center» в Нью-Йорке. Сейчас в мире действуют около 200 медитационных центров Ошо. На территории бывшего СССР имеются центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием «Тантра Йога»), Одессе, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве («Ошо Раджниш», «Восточный дом»). Раджниш Чандра Мохан родился в Кушваде (Центральная Индия, современный штат Мадхья-Прадеш) в семье джайнов, но сам был далек от этой традиции. Учился Раджниш на философском отделении Джабалпурского колледжа, после чего до 1966 читал лекции по философии. Затем начал путешествовать по Индии как независимый религиозный учитель, организовывая медитативные лагеря в течение летних месяцев. В начале 1970-х организует свой Ашрам в Пуне. Ошо синтезировал духовность с психологией личностного роста, что привлекало значительное число западных людей. Он посвящал многих в саньясины, давая новые имена. Если классические саньясины становились полными аскетами, то эти «неосаньясины» не отказывались ни от материальной, ни от сексуальной жизни. Главной причиной сомнительного отношения к Ошо в Индии было оправдание им сексуальной свободы. У него были сложности как с индуистскими традиционалистами, так и с властями. Так, в 1981 году, было начато расследование, которое показало, что организация «Раджниш Фаундэйшн Лимитед» увязла в «неуплате налогов, присвоении пожертвований на благотворительные цели, в кражах и уголовных делах на членов секты». Правительство Индиры Ганди лишило ашрам Раджниша статуса религиозной организации, после чего Ошо переехал в США, где В Центральном Орегоне «обосновалась сельскохозяйственная коммуна раджнишистов, а позже возник пятитысячный город под названием Раджнишпурам». В 1984 ФБР возбудили против организации Раджниша уголовное дело. Следователями были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков. 29 октября 1985 г. Ошо был арестован. Он признал себя виновным только по 2 из 34 предъявленных ему пунктов обвинения, т. е. за нарушение иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм, за что получил 10 лет условного тюремного заключения и обязанность выплатить 400 тысяч долларов штрафа. Также Раджниша обязали в течение пяти дней навсегда покинуть пределы Соединенных Штатов. Кроме того, 21 страна запретила ему въезд. Ошо удается вернуться в Индию, где он умер в 1990 г., по всей видимости, от СПИДа Эклектичная философия Ошо вращается вокруг его особого видения тантры. «Тантра не верит в улучшение Вашего характера... Тантра говорит - если Вы являетесь жадными, будьте жадными... Если Вы сексуальны, будьте сексуальными, не беспокойтесь об этом вообще». Его учение не отрицает или подавляет жизнь и тело, а скорее утверждает чувственность и природное. Тантре посвящено достаточное количество книг Ошо. Среди них можно упомянуть: «Тантра - Высшее понимание», «Видение тантры», «Тантра. Энергия и экстаз», «Мастер - это зеркало: тантрический экстаз единения», «Вигняна Бхайрава Тантра». Но наиболее систематически изложены тантрические идеи Ошо его ученицей и медиумом Ма Ананда Саритой в книге «Тантрическая любовь». В ней даны некоторые культурологические измышления в связи с тантрой, вопросы учения и практики. Согласно данной книге, слово «тантра» означает «путь», «способы», «способы уйти за пределы», «превращение», «превращение яда в нектар», что является достаточно проблематичным, т.к. санскритский глагол tan переводится как «растягивать, распространять, множить» По мнению автора, первое «письменное свидетельство о тантре мы встречаем в учении просветленного мастера Шивы, жившего около пяти тысяч лет назад в Индии. Он разработал сто двенадцать способов медитации, посредством которых можно прийти к сверхсознанию». О каком письменном источнике и о каких 12-ти способах говорится, неизвестно. Подчеркивается, что тантрические школы существовали уже в Древней Индии. В этих школах «вместе с различными искусствами чувственности они изучали многие вещи, необходимые для общения со своими возлюбленными. Существовала также и более закрытая форма обучения для тех, кто чувствовал необходимость пройти тантрический путь к духовному просветлению» Таким образом, мы видим ту важную черту неотанры, о которой говорилось выше - смешение «пути камы» и «пути мокши». Выделяются два главных направления в тантризме - одно говорит любви и сексу «да», а другое говорит сексу «да», а любви - «нет». Первое является более чувственным и допускает любовно-эмоциональные отношения с партнером, другое же более «аскетично», отрицает чувства и эмоции, делая секс средством для трансценденции, и направлено «на то, чтобы выйти за пределы тела и ума, развить свои физические возможности». Непонятно, как сочетаются такие задачи как «выход из тела» и «развитие физических возможностей». Сложно сказать, о каких направлениях тантризма говорится, но можно предположить, что под первым понимается именно «кама-марга», «путь чувственной любви», который не имеет на самом деле никакого отношения к тантре, т.к. обычное удовольствие, получаемое от секса, является помехой на пути к познанию богини Шакти. Также в книге Ма Ананда Сариты предложен некий генезис шиваитских практик на кладбище и тибетской тантры. Сказано, что они сформировались под влиянием автохтонной тибетской религии Бон, что более чем сомнительно. Тантра, по мнению Ошо, на протяжении многих веков то уходила в подполье, то возрождалась, причем причиной последнего является рост благосостояния и сексуального раскрепощения в обществе, что толкает индивидов на поиски большего. Так формируется особая историософия, в которой настоящий период мыслится как период расцвета тантры, который начнется именно на Западе. Ошо приписывал тантре даже решающее общечеловеческое значение для будущего: «Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло - впервые созрели все условия для естественного восприятия секса. Вполне вероятно, что взрыв придет с Запада, ведь Фрейд, Юнг и Райх подготовили для этого почву… Коль сексуальность ставится во главу угла, Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, - Тантра должна присутствовать повсеместно!» Последние утверждения совершенно противоречат позициям текстов тантры, которые утверждаю безусловную эзотеричность и элитарность данного учения. Здесь, как и во многих других аспектах неотантры, проявляется демократизм и эгалитарность современного общества. Таким образом, секс ставится в центр тантры. Секс - сущность тантры, весь смысл которой - это «превратить занятие любовью в искусство». «В человеческом измерении секс становится главным движителем игры Бога. Исследуя сексуальную энергию, человек встречается с сущностью жизни и смерти». В определение тантры вносится, кроме того, и понятие любви: «Тантра - чистейшая любовь. Тантра - это способ очищения любви от всего наносного». Причем, под любовью понимается именно половая любовь. Часто в работах Ошо подчеркивается, что тантрический секс - это не обычный секс. Отличие заключается в некой «осознанности», которая должна все время сопутствовать практике, но о которой не говорится ничего внятного. В работах Ошо большое внимание уделяется понятию оргазма, под которым понимают не просто физиологическое переживание, а некий духовный акт: «восстановление каждой клетки в теле; переживание экстаза, единства тела и духа; раскрытие каждой клетки навстречу свету духа и воспоминание танца сотворения». «Оргазм - это ваша встреча со Всем при помощи партнера. Оргазм всегда божествен - другой становится дверью, проходом для вашего проникновения в Божественное. Оргазм всегда духовен, и никогда не сексуален. … Оргазм - всегда самадхи, экстаз. Но люди не подозревают об этом, потому что встречаются из потребности, а не вследствие переполненности энергией». Ошо пишет, что Будда после достижения нирваны под деревом Бодхи до самой смерти находился в перманентном оргазме. Конечно, в классической тантре так же оргазму уделялось внимание, но для того, чтобы пережить подлинный нефизиологический оргазм, осуществляются специальные практики, концентрации, очищение ума и освобождение от чувств, вследствие чего происходит отождествление с Шивой. Но в данных (неотантрических) работах не делается акцент на достижение надындивидуального уровня, без чего невозможно осуществлять иерогамию. Интересно отметить т. н. «медитацию ласки», которая поражает своей нелепостью в связи с тантрой. Заключается в предоставлении чувственного удовольствия партнеру с помощью различных ласк и сопровождается произнесением «сутры»: «Когда тебя ласкают, нежная принцесса, устремись в ласку как в жизнь вечную». Ясно, что эта практика не имеет никакого отношения к тантре, т.к. направлена на сугубо физические цели, а именно доставление сексуального удовольствия и лечение (импотенции, преждевременной эякуляции, фригидности) Мастурбация предписывается также как важная практика на пути самопознания. Понимается как соприкосновение со священными частями тела. Причем допускается использование различных приспособлений. Как известно, методология тантры основывается на том, что возможно преобразовать отрицательные состояния сознания (гнев, страсть и д.р.) в положительные, трансцендировать их. Опираясь на донную позицию, Ма Ананда Сарита предлагает еще одну профанную практику для трансформации гнева - медитация «избиение подушки». На этом неотантрическое творчество не заканчивается. Современные мастера выдумали целую плеяду новых практик, не имеющих аналогов в древней традиции. Каковы же задачи тантрического секса или тантрической медитации? Ма Ананда Сарита пишет, что посредством практики устраняется: «1) стресс - основную причину многих заболеваний; 2) жадность - первопричину истощения полезных ископаемых Земли; 3) страх - главный повод для гонки вооружения и войны». Вместо этого Тантра укрепляет: «1) любовь, распространяющуюся вокруг словно волны от упавшего в воду камня, охватывающую все стороны вашей жизни; 2) жизненные силы и экстаз в вашем теле и душе; 3) эрудицию, чувствительность, сострадание». Итак, назначение духовной практики, как видно из вышесказанного, сводится к сугубо «земным» целям, к формированию «животного идеала» и потаканию ему. Так, тантрическая практика становится чем-то вроде «тренингов личностного роста». Показательно отношение к ритуалам. Если в классической тантре в центре практики стоит сложная разветвленная ритуальная система, с многочисленными очистительными практиками, культовыми предметами и изображениями, то в неотантре ритуалы совершенно отсутствуют. Максимум что говорится - это то, что перед медитацией необходимо принять душ и надеть чистую одежду. В тантре огромное место занимает мантра-шастра, с использованием специальных семенных мантр (биджа-мантра), но в работах Ошо практически не уделяется внимание этому вопросу. Единственное предписание относится к мантре, заимствованной из суфийской традиции: «Прыгайте с поднятыми руками, выкрикивая мантру «Ху! Ху! Ху!» как можно мощнее». Описание доктрины чакр поражает своей примитивностью. Во-первых, чакры помещаются в физическом теле человека, что неверно, т.к. они находятся в «тонком» теле. Во-вторых, чакры называются динамичным потоком космической энергии в человеческом теле, что так же неверно, т.к. потоками можно назвать каналы (нади), которые не локализуются в теле, но связаны с ним. По поводу эклектизма было уже упомянуто выше, но можно уточнить. В работах Ошо происходит постоянное смешение индуистских, буддийских (как тибетских, так и дальневосточных), суфийских и др. категорий, к чему добавляются ссылки на различные научные концепции. Такая позиция совершенно не характерна для тантрической традиции, да и для любой классической традиции вообще. Кроме того, среди современных неотантристов распространена мода получать («коллекционировать») посвящения от различных «учителей», буддийских, каббалистических, суфийских и др. По поводу отношения к учителю можно сказать следующее. Известно, что в тантризме гуру воспринимается учеником, как божество. Иное мы видим в неотантризме. Совершенно отсутствует гуру-таттва и бхакти в отношении учителя. Есть упоминание лишь о внутреннем гуру: «Жизненная энергия в теле не связана ни с прошлым, ни с будущим, поэтому она стала лучшим другом и наставником. Это наш гуру». В работах Ошо и его последователей совершенно отсутствует упоминание о созерцании божеств и поклонении им. Это также является характерной чертой неотантризма. В тантризме поклонение богине Шакти и ее проявлениям (к примеру, десяти Махавидьям) имеет очень важное значение. В неотантре предписывается созерцать лишь свой половой орган и половой орган партнера (йони, лингам), с последующим отождествлением с ним. Ошо считает, что для того, чтобы найти Бога, внутри и вовне, нужно сначала развить в себе чувство любви: «Сотворите любовь и забудьте о Боге. В один прекрасный день вы станете встречать Бога всюду». Т.е. в неотантре происходит переворачивание акцентов, постижение Бога осуществляется бессознательно, индуктивным путем. Таким образом, кроме сходства некоторых терминов, тантра, как ее понимал Раджниш, не имеет ничего общего с классической тантрой, отраженной в тантрических текстах. Здесь мы видим яркую иллюстрацию «новой религиозности» (или «неоспиритуализма»), со всеми ее характерными чертами, которые явствуют о предельном разложении эпохи. Главные черты неотантризма На основании статьи Пахомова С. В. «Неотантризм в современной России» и осуществленного выше обзора учения Ошо можно выделить следующие характерные черты неотантры: Центральное положение понятия «тантрический секс», к которому сводится весь смысл тантризма. Отсутствие бхакти в различных его формах, прежде всего в форме гуру-бхакти. В неотантризме наставник не считается воплощением божества и почти никогда не оказывается объектом медитации и визуализации. Неотантрический учитель - это просто опытный и хорошо информированный «профессионал», первый среди равных. Отсутствие веры в индуистских божеств и практик поклонения им. Современное сознание достаточно плохо воспринимает традиционные мифы, считая их слишком наивными, не верит в божеств как в реальных существ. Отсутствие традиционной духовной передачи. Подобная передача почти отсутствует в современном мире, в том числе и потому, что классические школы тантризма во многих случаях выродились или исчезли, и нынешние наставники даже в самой Индии часто имеют мало общего со своими духовными предками. Другой крайностью является «коллекционирование» передач отовсюду, из самых разных духовных традиций мира. Мировоззренческий эклектизм, сплав разнообразных позиций заимствованных из других мистических учений и данных современной науки, психологии, психотерапии. Незнание или поверхностное толкование классических тантрических сочинений. Как правило, неотантрические мастера обычно не владеют санскритом или другими индийскими языками, поэтому они не имеют возможности составить впечатление об их оригинальном содержании. Экзотеризм, оптимизм, стремление к мирским благам. Неотантризм не только не скрывается от любопытствующих, в отличие от тантризма - напротив, он всячески рекламирует себя. Эта его подчеркнутая демократичность и экзотеричность обусловлена по-видимому коммерческим интересом, а порой и желанием достичь некоего высокого рейтинга. Неотантризм старается эксплуатировать те элементы, который могут принести непосредственную выгоду, играя на исконной любви человека к власти, богатству, комфорту, удовольствиям. Неотантризм позиционирует себя как жизнерадостное, оптимистическое учение. Акцент ставится на посюсторонних радостях и удовольствиях, превалирует естественный и спонтанный жизненный гедонизм. Нарочитое выпячивание сексуальных элементов, вызывающих у человека наиболее сильные чувственные эмоции, наводит на мысль о натиске представлений из области кама-шастры. Подмена традиционного понятия мокши идеями «расширения» сознания, «самореализации», освобождения от социальных условностей. В этом отношении неотантризм довольно близок расплывчатым умонастроениям многочисленных движений «Нью Эйдж». Появление неотантризма в России Если на Западе неотантризм получил развитие и распространение в 70-х, то в России это началось после падения в СССР железного занавеса. После этого на советские умы обрушился вместе с потоком деградировавшей западной культуры шквал всевозможных нетрадиционных религиозных учений, феноменов «неоспиритуализма». Всему этому способствовал т.н. идеологический и религиозный плюрализм. «В 1992 г. в нашу страну по приглашению приезжает американец Свами Вирато Нострадамус, человек, вполне достойный скандальной славы своего учителя Раджниша. Вирато не отличался особой оригинальностью. Проповедуя в духе своего наставника, Вирато, в частности, учил, что «тантра - это позволение всем твоим барьерам и преградам исчезнуть» - с тем, чтобы «полнее проживать бытие». Тантра может освободить от «догм, морали и страха». К «догмам» относится и религия, которая есть «нонсенс, который удерживает от чистой любви». Вирато определяет тантру как «искусство духовной сексуальности», «поэтическая наука сверхсексуальности», которая практиковалась в течение тысячелетий в различных регионах Земли, например, среди американских индейцев. По мнению Пахомова С.В., «Вирато сыграл в России роль, аналогичную роли Раджниша в странах Запада». После проповедей данного скандального гуру, начинают плодиться всевозможные неотантрические организации. Начинают появляться собственно российские неотантрические объединения, или организации, в которых элементы тантры имеют определенное значение. К последним относится «Астральное карате» - группа, созданная Валерием Аверьяновым («гуру Вар-Авера»). Он является создателем совершенно неслыханного метода «боевая тантра», которая являлась частью эклектичной техники «астральное карате» В начале 90-х в крупных городах возникли объединения последователей Ошо Раджниша, различные ньюэйджевские кружки «йоги секса», одной из которых являлась московская «Школа рациональной йоги» Льва Тетерникова. Также использует методики т. н. тантра-йоги (сексуальные практики) скандально известный «Ашрам Шамбалы» К. Руднева. В Москве находится один из многочисленных филиалов этой организации под названием Москве «Российская тантрическая школа». Можно упомянуть и другие объединения: семинары Андрея Лапина (Москва), Школа рациональной йоги Льва Тетерникова (Москва), Тантрический центр Юлии Варры (Москва), Тантра-йога Петра Острикова (Новосибирск), центр Ар Лючиса Пустоты (Томск), центр Андрея Фомичева и др. Можно заключить, что имеет место достаточно основательное распространение неотантрических учений в России, что свидетельствует, в частности, о некоторой благоприятной почве для этого. Мы не будем рассматривать религиозно-философские идеи перечисленных авторов ввиду их неоригинальности и постоянного дублирования ими западных «псевдогуру». Так же, как и в западной неотантре, в центр ставится понятие «тантрический секс», отрицается преемственность в цепи посвященных (парампара), практики являются общедоступными (за некоторую сумму), т.е. отсутствует элитарность и эзотеризм, философия и психотехника эклектичны, наблюдается тенденция к интеграции в йогические практики методов психологии (Райх, Гроф и др.), имеет место стремление очистить тантру от религиозно-мистического ореола (исключая Руднева), представив ее как некую науку, отсутствует поклонение богам и духам, не используются янтры, мудры, биджа-мантры. Можно сказать, что неотантра представляет собой некое подобие тренингов личностного роста, пользующихся такой популярностью в современном мире, что говорит о ее неразрывной генетической связи с западный либеральным мировоззрением. Даже поверхностное знакомство с работами неотантристов дает возможность увидеть их философскую слабость и пустоту, не идущую ни в какое сравнение с классическими текстами (Маханирвана-тантра, Куларнава-тантра, работы Кшемараджи и Абхинавагупты и др.). Пахомов С. В. так пишет о неотантрических «гуру»: «Хотя в их учениях постоянно используется понятие «тантра», раздражающе схожее с классическим, традиционным понятием, следует понимать, что они преследуют собственные цели, далекие от целей традиционных индийских мастеров тантры». По мнению автора, не нужно удивляться такому столь противоречивому феномену, как неотантра, т. к. подобные (т. е. профанация и превращение тантризма в оргиастическое потакание собственной развращенности) прецеденты были и в истории Индии, и именно поэтому тантрические знания хранили глубочайшей тайне. Хотя, такой тотальной профанации и дискредитации традиционных знаний не было никогда. Сейчас подобное происходит и с буддизмом (в лице ламы Оле Нидала), каббалой (в лице Лайтмана), суфизмом и др. Критика неотантризма, представляет собой достаточно простую задачу, ввиду очевидности их современного и антитрадиционного характера, а также идейной пустоты.

ALEX: Дорогая Ева, то что ты называешь наш тантризм точнее то что проповедует Тетерников, тантризмом как таковым не является, пожалуйста читай внимательно статью.Откуда ему появиться тантризму то, неужто Тетерников выучил санкрит и узучил тексты (Маханирвана-тантра, Куларнава-тантра, работы Кшемараджи и Абхинавагупты и др.), Задай ему этот вопрос при встрече, я думаю он будет рад. Ему бы фамилию поменять с Тетерникова на Бендер, а что красиво Лев Бендер и его сто первый способ честного отъема денег у граждан. Дорогая Ева и давай без надрыва: А что завидно?.....". Нет, незавидно. Платон мне друг, но истина дороже.

EVA: Дорогой ALEX, мне всеравно как называется то, что Тетерников ведет "тантра" или "неотантра" от смены "фантика" мое отношение ни к тому что происходит на занятиях, ни к Льву не меняется. У меня есть своя оценка происходящему. ALEX а ты много знаешь учителей которые для тебя являются "настоящими", которые для тебя что-то реально сделали для твоего духовного развития и состоятельности? Если есть такие, перечисли пожалуйста их имена.

ALEX: Дорогая Ева, одними из духовных учителей взаимоотношений мужчины и женщины (есть и другие) являются для меня русские святые Муромские князья Петр и Феврония. Меня ставит в тупик лозунг с сайта Тетерникова: "Секс - это вершина взаимоотношений Женщины и Мужчины." Для меня вершиной взаимоотношений женщины и мужчины являются любовь, верность, понимание. В любви свою нишу занимает секс. И если в последнее время все чаще стали сводить взаимоотношения мужчины и женщины к сексу, вновь к самцово-самочьему, то я это воспринимаю как опасный симптом человеческой деградации. А Ты? Дорогая Ева мне наверно никогда не понять лозунгов с сайта Тетерникова: ТАНТРА И ДУХОВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: Тантра – это истинная жизнь богов! Тантра - это доктрина, техники и инструмент расширения сознания. В Тантре сексуальная энергия является транспортным средством к Богу. Тантра – это система взглядов на мир, на жизнь, на человека, на любовь. Тантра - это древнее учение, которое учит наслаждаться жизнью. Тантра – это гармония с самим собой. Тантра – это большая и ОСОЗНАННАЯ любовь. Тантра - это техники, которые секс превращает в любовь. Нету ничего этого в тантре. все лозунги ложь и вранье. выдумка Ошо, Вирато, Тетерникова. Можно легко проверить, автор статьи "Неотантризм в современной России" Пахомов Сергей Владимирович старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока, специализируется в области индийских религиозно-философских систем. в 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индуистская тантрическая философия». задав ему вопрос. И еще, дорогая Ева на тему тренингов личностного роста, расширения сознания. Личностный рост - я так понимаю штука интересная, хотя и очень туманная. Во всяком случае, никто не способен объяснить человеческим языком: что, где, куда и насколько должно вырасти.(Обычная псевдопсихологическая болтовня о повышении жизненного, творческого и личностного потенциала не в счет). Сами же тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы.

Муза: АLEX, доброго времени суток. Читаю я Ваши статьи и все печальнее мне становиться Если вы йогин, то откуда столько привязок и эмоций. Вы разоблачаете и разоблачаете, доказываете нам и доказываете, что Дед Мороз(Лев Тетерников) на самом деле не настоящий Дед Мороз вместо того, чтобы разрешить себе принять то, что вам приятно и комфортно и позволить людям самим решать что им нужно. Тем, кому методики Льва не подходят сами споконо разворачиваются и уходят в поисках своего Учителя. Вы нам приводите в пример Сидерского, Бойко... А вы в курсе, что Тетерников и Бойко в свое время ооооочень тесно сотрудничали, а потом каждый просто пошел своим путём - так в жизни случается. Это как в медицине - сначала все учатся вместе, а потом один идет на невропатолога, а другой на патологоанатома А упорно доказывать, что Тантра - это только то, что вы знаете о Тантре по меньшей мере ... Если что, существует левая ветвь Тантры и правая ветвь. .. Вы у нас какой? Левый или Правый? А, вообще, я вам рекомендую-таки почитать книги Льва. Особенно "Тантру". Может быть, найдете новые аргументы, чтобы заклеймить позором нашего Бендера от Тантры, а может быть, дойдете и до странички "Список использованной литературы" и заклеймите позором и всех остальных, кто неверно переводит положения тантры с санскрита. И еще... если вам не хватает борьбы в жизни, это не значит, что нужно бодаться со всем, что вызывает ваше личное неприятие. Отпустите и успокойтесь, не тратьте напрасно энергию, лучше пустите ее в мирное русло и сейте любовь, а не агрессию. В целом, как итог, могу высказать свое мнение. В театральном мире существует такой закон. Если у театра есть зритель, значит он имеет право на существование. Считаю, что это в полной мере относится и к Наставникам

ALEX: А ты дорогая Муза считаешь, что заходящие на форум должны читать ТОЛЬКО тот бред и ахинею которую ты пишешь про тренинги Тетерникова? Вот пусть все читают и думают. Кто есть кто?

EVA: ALEX пишет: Дорогая Ева, одними из духовных учителей взаимоотношений мужчины и женщины (есть и другие) являются для меня русские святые Муромские князья Петр и Феврония. Это шутка? У нас давно нет титула князей, мы живем вроде как в демократии......... Я имею ввиду живущих в наше время на нашей земле людей за которыми можно было бы идти и у которых есть чему учиться. Просто ты очень много написал о том что "кто-то думает" (С. В. Пахомов, Семен Жаринов) но не написал что ты думаешь от себя своими словами. Т.е. создается впечатление что ты прячешься за ширму-авторитет других. А я хочу разговаривать с живым человеком у которого есть свое мнение которое имеет право на существование.

EVA: При чем в обоих статьях (я их честно внимательно прочитала) почти одни и те же слова. Интересно кто у кого содрал текст? (Прошу меня простить, если мое наблюдение тебя ALEX обидит).

жасмин: ALEX, каждый выбирает то, что ему нравится и близко по духу

Муза: ALEX пишет: А ты дорогая Муза считаешь, что заходящие на форум должны читать ТОЛЬКО тот бред и ахинею которую ты пишешь про тренинги Тетерникова? Вот пусть все читают и думают. Кто есть кто? Ну, если что, тут кроме меня еще достаточно мощная кучка людей, которые, как бы тоже участники этого форума Я так понимаю - ЗАЕЛО МУЖИКА, решил раскрыть всем глаза на ПРАВДУ о школе Тетерникова! РАСКРЫЛ? На всякий случай, так, для информации сообщаю, что я тут модератор и при желании видеть на форуме лишь розовые слюни и восторги в адрес Тетерникова вполне могла бы быстрнько удалять все критические замечания. Я этого не делаю, потому что уважаю любое мнение. Вопрос в другом - как оно высказано. Если агрессивно и с нападками в адрес человека имеющего другую точку зрения, АБСОЛЮТНО не уважая его выбор, то, пардон, а нужен ли нам такой собеседник? Имей уважение к своим слушателям, зрителям и читателям. Выливать неприкрытый негатив в форуме я не позволю. Хаить всегда легко! Что ты сам сделал, какую школу создал, сколько людей собрал вокруг себя? Что ты можешь предложить взамен? Мы открыты общению. В форуме есть раздел "Идущие одной дорогой", где можно разместить информацию о своих тренингах и исканиях.



полная версия страницы